Теория социальных эстафет
Главная
О сайте
Новости
Персоналии
Публикации
Фотогалерея
Около ТСЭ
Гостевая книга
Контакты

Арташкина Тамара Андреевна

 

Дата и место рождения 5 марта 1949 г., г. Владивосток

 

Высшее образование: закончила в 1971 г. отделение математики физико-математического факультета Дальневосточного государственного университета

 

Диссертационные исследования:

1. Кандидатская диссертация «Использование профессиональных задач при обучении фундаментальным учебным дисциплинам (на материале курса высшей математики)» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (специальность 13.00.01 «Теория и история педагогики») защищена 16 декабря 1988 г. путем соискательства в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.

2. Докторская диссертация «Генезис и структура целеполагания в системе деятельности высшей школы» на соискание ученой степени доктора философских наук (специальность 09.00.11 «Социальная философия») защищена 24 октября 2007 г. в Дальневосточном государственном политехническом университете (скачать автореферат).

 

Ученая степень/звание/место работы в настоящее время: доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры культурологии и искусствоведения Школы искусства, культуры и спорта Дальневосточного федерального университета

 

Сфера научных интересов: социальная философия; философия науки; философия и социология образования (социокультурные проблемы образования); теория культуры (социальные аспекты). 

 

Научные публикации (более 200 научных и научно-методических публикаций):

 

 Монографии

1.     Володарская, И.А. Профессиональные задачи и качество усвоения фундаментальных знаний / И.А. Володарская, Т.А. Арташкина. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1993. – 196 с.

2.   Арташкина, Т.А. Проблема целей обучения в высшей школе / Т.А. Арташкина. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1994. – 176 с.

3.   Арташкина, Т.А. Генезис и структура целеполагания в системе деятельности высшей школы: монография / Т.А. Арташкина. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. – 621 с.

4.  Арташкина, Т. Проблема целеполагания в системе деятельности высшей школы: Социально-философский анализ / Т. Арташкина. – LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany, 2011. – 399 p.

 

Статьи, тезисы

1.  Арташкина Т.А. Роль феномена возмущающего поведения в структуре социального заказа //Проблемы подготовки кадров для сферы искусств и культуры: Материалы Всерос. науч.-практич. конф.  –  Хабаровск: КНОТОК, 2001.  –  Ч. 2.  –  С. 69-71.

2.   Арташкина, Т.А. Философия образования: современный дискурс / Т.А. Арташкина // Высшее образование в России. – 2004. – № 12. – С. 45-48.

3.   Арташкина, Т.А.  Социокультурная размерность образования / Т.А. Арташкина // Философия образования. – 2006. – № 2 (16). – С. 22-27.

4.   Арташкина, Т.А. Проблема перехода от социального заказа к содержанию образования в современных условиях / Т.А. Арташкина // Интеллектуальные технологии в образовании, экономике и управлении – 2005: Сборник статей II Международной конференции. – Воронеж, 2005. – С. 142 –149.

5.   Арташкина, Т.А. Проблема выделения структур деятельности при разработке модели специалиста с высшим образованием / Т.А. Арташкина // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2006. – № 2 (10). – С. 35-45.

6.   Арташкина, Т.А. Сравнительный анализ государственной политики России в области образования: XIX-XX вв. / Т.А. Арташкина // Материалы краевой научно-практической конференции «100 лет российского парламентаризма: история и современность». – Владивосток, 2006. – С. 62-70.

7.   Арташкина, Т.А. Социокультурные аспекты Болонского процесса / Т.А. Арташкина // Problems of Education in the 21st Century: Policy of Education in the Modern World. – Scientific Methodical Center “Scientia Educologica”, Lithuania, 2008. – Vol. 8. – P. 162-172.

8.   Арташкина, Т.А. Использование деятельностного подхода в практике высшей школы / Т.А. Арташкина // Problems of Education in the 21st Century: Contemporary issues in education. – 2009. – Vol. 13. – P. 138-152.

9.   Арташкина, Т.А. Особенности профессии педагога-проектировщика / Т.А. Арташкина // Философия образования. – 2008. – № 4 (25). – С. 67-75.

10.   Арташкина, Т.А. Об адекватности современным условиям педагогической концепции гуманизации высшего образования посредством его гуманитаризации / Т.А. Арташкина // Вестник Дальневосточного госуниверситета: психолого-педагогические науки. Гуманитаризация профессионального образования: методология, теория, практика, исторический опыт. Современные тенденции и перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции. Выпуск 2. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2009. – С. 64-71.

11.   Арташкина, Т.А. Специфика интегративных возможностей философии / Т.А. Арташкина // Современная философия в контексте межкультурных коммуникаций. Материалы международной научно-практической конференции, Владивосток, 8-10 августа 2008 г. – Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2009. – С. 123-126.

12.   Арташкина, Т.А. Проблема определения научного статуса педагогического знания в системе наук / Т.А. Арташкина // Современные тенденции развития педагогики как гуманитарной научной дисциплины: материалы Всероссийской методологической конференции-семинара / Гл. ред. В.В. Краевский; ред. Р.В. Почтер. – Краснодар, 2009. – С. 130-138.

13.   Арташкина, Т.А. Общее понятие и законы формирования социального заказа в области образования / Т.А. Арташкина // Problems of education in the 21st century: Issues in educational research–2010. – Scientific Methodical CenterScientia Educologica”, Lithuania, 2010. – Vol. 20. – P. 170-181.

14.   Арташкина, Т.А. Массовая культура как социальный куматоид / Т.А. Арташкина // Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI века. Материалы III Международной научно-практической конференции Гуманитарного института. – Владивосток, 2009. – С. 205-210.

15.   Арташкина, Т.А. Генотипические особенности генезиса отечественной и европейской моделей образовательных систем / Т.А. Арташкина // Россия – Восток – Запад: Проблемы межкультурной коммуникации: сборник научных статей на основе докладов 4-ой международной научной конференции, посвященной Году русского языка в Китае и 110-летию образования ДВГУ, Владивосток, 2-4 марта 2009 г. В 2 ч. Ч. II. История, философия, культура. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. – С.220-223.

16.   Арташкина, Т.А. Следствия кризиса в культуре и образовании / Т.А. Арташкина // Интеллектуальные технологии в образовании, экономике и управлении – 2009: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – Воронеж: Воронежская областная типография – Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2009. – С. 46-54.

17.   Арташкина, Т.А. Праксиология и педагогика: особенности взаимодействия / Т.А. Арташкина // Вестник Дальневосточного госуниверситета: психологические и педагогические науки. Педагогика и современные тенденции в развитии науки: материалы третьей сессии Дальневосточной секции Всероссийского семинара по методологии педагогики, посвященной 100-летию педагогического образования на Дальнем Востоке и 55-летию Уссурийского государственного педагогического института. Выпуск 3 / [под общ. ред. В.И. Курилова]. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2010. – С. 11-19.

18.   Арташкина, Т.А. Русский мир как проявление феномена глобализации / Т.А. Арташкина // Человек – объект и субъект глобальных процессов: Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 20-21 ноября 2009 г. / Под ред. И.Ф. Кефели; Балт. гос. техн. ун-т. – СПБ., 2010. – С. 52-54.

19.   Арташкина, Т.А. Особенности функционирования канала образования в культуре информационного общества / Т.А. Арташкина // Философия образования. – 2011. – № 2 (35). – С.22-20.

20.   Арташкина, Т.А. Роль связей с общественностью в репрезентировании инверсий советской культуры / Т.А. Арташкина // Советская культура: эволюция идей и ценностей: Материалы научной конференции. Санкт-Петербург, 25 июня 2010 г. / Балт. гос. техн. ун-т. – СПб., 2010. – С. 6-8.

21.   Арташкина, Т.А. Особенности проблемы выбора методологических подходов в современных педагогических исследованиях / Т.А. Арташкина // Методологические подходы в современной науке и проблемы их применения в педагогических исследованиях: материалы Всероссийского методологического семинара / Под ред. А.А. Арламова, Р.В. Почтера. – Краснодар, 2011. – С. 72-84.

22.   Арташкина, Т.А. Основные тенденции развития высшего регионального образования / Т.А. Арташкина // Профессиональное образование в современном мире: всероссийский с международным участием журнал. – Новосибирск, 2011. – № 1. – С. 11-19.

23.   Арташкина, Т.А. Специфика взаимодействия философии, истории и культурологии / Т.А. Арташкина // Культурология в контексте гуманитарного знания [Текст]: материалы междунар. науч. конф. Курск, 6-7 октября 2011 г. / гл. ред. Г.А. Салтык; редколл. Л.И. Гаврилова, М.А. Емельянова, И.Г. Косихина, В.В. Трещев, Ю.И. Шумакова: Курск. Гос. ун-т. – Курск, 2011. – С. 27-34.

 

Основные научные результаты.

         Выполнен подробный анализ социокультурного механизма взаимодействия образования и культуры. Установлены отличительные особенности генотипов отечественного и европейского образования. Проанализированы трансформации и комплекс противоречий института образования в условиях информационного общества. Сформулированы законы формирования социального заказа в области высшего образования.  Описаны генезис и закономерности государственной политики в области отечественного образования.

        В настоящее время осуществляется поиск социокультурных механизмов, способствующих становлению нового типа идентичности в условиях дальнейшего развития российской цивилизации. Сложившиеся исторически генотипические черты российской культуры позволяют утверждать, что Россия – это отдельная локальная цивилизация со своей особой российской культурой. В истории Российского государства русский народ был не только носителем определенных культурных образцов, но и задавал вектор социокультурной глобализации. Однако палитра мнений о путях развития российской цивилизации и соответствующему ей типу идентичности остается огромной.

 

Источник: данные предоставлены Т.А. Арташкиной, за что выражаем ей огромную благодарность.

(С) Теория социальных эстафет, 2011.