Теория социальных эстафет
Главная
О сайте
Новости
Персоналии
Публикации
Фотогалерея
Около ТСЭ
Гостевая книга
Контакты

Алексеев Игорь Серафимович

 

Дата и место рождения 16.05.1935 (г. Первомайск, Горьковская обл.) - 23.04.1988 (г. Москва)

Высшее образование: В 1959 году окончил физический факультет Московского государственного университета.

Диссертационные исследования:

1. «Категория структуры и развитие представлений о структуре атома»: дис. ... канд. филос. наук, 1964.

2. «Концепция дополнительности. Историко-методологический анализ»: дис. ... д-ра. филос. наук, М.,1977.

Ученая степень/звание: Доктор философских наук, профессор.

Сфера научных интересов: Эпистемология, философия и методология физики, история науки.

Руководство аспирантами/докторантами: 

 

Научные публикации:  

Монографии

  • Развитие представлений о структуре атома. Философский очерк. Новосибирск, 1968;

  • Методологические принципы физики. История и современность, гл.VIII. М. 1975

  • Концепция дополнительности: историко-методологический анализ. М., 1978;

  • Методология обоснования квантовой теории: история и современность (в соавт.). М., 1984;

  • Деятельностная концепция познания и реальности. Избр. труды по методологии и истории физики. М., 1995 (с библиографией трудов и воспоминания о нем).

Основные статьи:

  • О принципах и средствах методологического подхода к анализу измерений // Проблемы методологии научного познания. Вып.2.  Новосибирск, 1968 (скачать сборник).

  • Способы исследования системных объектов в классической механике // Системные исследования. М., 1972.

  • Единство физической картины мира как методологический принцип. В кн.: Методологические принципы физики. М., 1975;

  • Принцип дополнительности. Там же;

  • Принцип наблюдаемости (в соавт.). Там же;

  • Взаимосвязь методологических принципов физики. Там же;

  • Структура механики Ньютона // Системный анализ и научное знание. М., 1978

  • Системный подход к проблеме обоснования физического знания // Системные исследования. Ежегодник 1980. М., 1981.

  • Операционально-смысловой подход к анализу структуры научного знания // На пути к теории научного знания. М., 1984.

  • Розов М.А. Я опоздал на нашу встречу в кн. Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности. М.,1996

    (воспоминания М.А. Розова об И.С. Алексееве).

 

Основные научные результаты. Свою концепцию Алексеев называл "субъективным материализмом". Этот термин указывал на стремление увидеть человеческую деятельность даже за самыми абстрактными построениями естествознания. Алексеев рассматривал в качестве объективной реальности не только природу (объекты-вещи), но и человеческую практическую деятельность. Применительно к физической реальности это означает, что действия физика-экспериментатора (процессы измерения) являются объективно реальными и должны быть включены в картину физической реальности. Согласно Алексееву, именно это имеет место в квантовой механике. В связи с этим он подробно анализировал концепцию дополнительности Н.Бора, задающую принципы интерпретации квантовой механики и выдвинул тезис, что по своей сущности концепция дополнительности является логико-методологической. Постулируется, что процесс наблюдения является неделимым целым, символизируемым квантом действия. Процесс наблюдения необходимо гносеологически разделить на наблюдаемый объект и средства наблюдения (приборы). Информация о целостном акте наблюдения, воплощенная в его результате, должна быть отнесена к наблюдаемому объекту. Результаты описываются на естественном языке, надлежащим образом уточненном с помощью понятий классической физики. При этом классичность описания средств наблюдения и его результатов приводит к тому, что наблюдаемый объект также описывается в классических понятиях, соответствующих типу примененного средства наблюдения. Поскольку использование некоторых типов приборов исключает друг друга, картины объекта, выраженные в соответствующих наборах классах понятий, также исключают друг друга, представляя собой дополнительные картины, и лишь в совокупности они дают полную информацию о наблюдаемом объекте. Таким образом, невозможность объединения противоречивых аспектов реальности в единой картине предстает в виде несовместимости двух способов описания этой реальности; сама же картина физической реальности остается единой - за счет введения в нее наряду с планом картины объекта плана картины наблюдения, т.е. деятельности.

Согласно Алексееву, концепция дополнительности может быть использована в качестве методологического принципа для разрешения концептуальных трудностей, возникающих во внефизических областях знания, поскольку результаты человеческой деятельности в любой области знания с неизбежностью должны быть описаны средствами обычного языка. При этом принцип дополнительности будет регулировать "неклассическое" употребление "классических" понятий.

Алексеев рассмотрел также возможности применения принципа дополнительности в социологии (1966). Представление о двуплановости картины физической реальности нашло отражение в разработанной им трехкомпонентной модели структуры физического знания. Согласно ей, за единицу физического знания берется теория, представляющая собой систему элементов знания; эти элементы отличаются своими объектами отнесения.

В трехкомпонентной модели в качестве объектов отнесения выступают наблюдаемые объекты, непосредственно не наблюдаемые объекты, математические объекты. Они различаются по способу существования, обусловленному типом деятельности, в которой фигурируют. Наблюдаемые объекты реально существуют. Ненаблюдаемые - представляют собой онтологизированные конструкты, предназначенные для объяснения наблюдаемых объектов; при этом исходным основанием для онтологизации являются т.н. "разрывы в деятельности", проявляющиеся в невозможности достижения желаемых результатов при помощи уже имеющихся средств. Математические объекты также представляют собой конструкты, но им не приписывается реальное существование. Математический аппарат физической теории выступает в роли языка - техники общения, техники интеллектуальной коммуникации, техники оформления результатов творческой деятельности.

Алексеев выдвинул программу построения теории научной рациональности как согласованности элементов содержания системы знания. Деятельность по согласованию является многоуровневой: на нижнем (и основном) находится согласование знания на уровне отдельной теории (включающее согласование элементов содержания знания в целостную систему с помощью интерпретативных связей и согласование теории с эмпирическими данными); на интертеоретическом уровне - согласование отдельных теорий, принадлежащих к одной и той же научной дисциплине. Кроме того, можно выделить уровень междисциплинарного согласования (например, физики и биологии), а также поставить проблему глобального согласования всей науки с остальными подсистемами мира человеческой культуры.

К.И.Алексеев

 

  Также предлагаем посмотреть ссылку на текст об И.С. Алексееве, расположенный на сайте фонда им. Г.П. Щедровицкого (скачать).

 

Источник: Сайт http://www.biografija.ru

(С) Теория социальных эстафет, 2011.