Теория социальных эстафет |
|
Алексеев Игорь Серафимович
Дата и место рождения: 16.05.1935 (г. Первомайск, Горьковская обл.) - 23.04.1988 (г. Москва) Высшее образование: В 1959 году окончил физический факультет Московского государственного университета. Диссертационные исследования: 1. «Категория структуры и развитие представлений о структуре атома»: дис. ... канд. филос. наук, 1964. 2. «Концепция дополнительности. Историко-методологический анализ»: дис. ... д-ра. филос. наук, М.,1977. Ученая степень/звание: Доктор философских наук, профессор. Сфера научных интересов: Эпистемология, философия и методология физики, история науки. Руководство аспирантами/докторантами:
Научные публикации: Монографии
Основные статьи:
Основные научные результаты. Свою концепцию Алексеев называл "субъективным материализмом". Этот термин указывал на стремление увидеть человеческую деятельность даже за самыми абстрактными построениями естествознания. Алексеев рассматривал в качестве объективной реальности не только природу (объекты-вещи), но и человеческую практическую деятельность. Применительно к физической реальности это означает, что действия физика-экспериментатора (процессы измерения) являются объективно реальными и должны быть включены в картину физической реальности. Согласно Алексееву, именно это имеет место в квантовой механике. В связи с этим он подробно анализировал концепцию дополнительности Н.Бора, задающую принципы интерпретации квантовой механики и выдвинул тезис, что по своей сущности концепция дополнительности является логико-методологической. Постулируется, что процесс наблюдения является неделимым целым, символизируемым квантом действия. Процесс наблюдения необходимо гносеологически разделить на наблюдаемый объект и средства наблюдения (приборы). Информация о целостном акте наблюдения, воплощенная в его результате, должна быть отнесена к наблюдаемому объекту. Результаты описываются на естественном языке, надлежащим образом уточненном с помощью понятий классической физики. При этом классичность описания средств наблюдения и его результатов приводит к тому, что наблюдаемый объект также описывается в классических понятиях, соответствующих типу примененного средства наблюдения. Поскольку использование некоторых типов приборов исключает друг друга, картины объекта, выраженные в соответствующих наборах классах понятий, также исключают друг друга, представляя собой дополнительные картины, и лишь в совокупности они дают полную информацию о наблюдаемом объекте. Таким образом, невозможность объединения противоречивых аспектов реальности в единой картине предстает в виде несовместимости двух способов описания этой реальности; сама же картина физической реальности остается единой - за счет введения в нее наряду с планом картины объекта плана картины наблюдения, т.е. деятельности. Согласно Алексееву, концепция дополнительности может быть использована в качестве методологического принципа для разрешения концептуальных трудностей, возникающих во внефизических областях знания, поскольку результаты человеческой деятельности в любой области знания с неизбежностью должны быть описаны средствами обычного языка. При этом принцип дополнительности будет регулировать "неклассическое" употребление "классических" понятий. Алексеев рассмотрел также возможности применения принципа дополнительности в социологии (1966). Представление о двуплановости картины физической реальности нашло отражение в разработанной им трехкомпонентной модели структуры физического знания. Согласно ей, за единицу физического знания берется теория, представляющая собой систему элементов знания; эти элементы отличаются своими объектами отнесения. В трехкомпонентной модели в качестве объектов отнесения выступают наблюдаемые объекты, непосредственно не наблюдаемые объекты, математические объекты. Они различаются по способу существования, обусловленному типом деятельности, в которой фигурируют. Наблюдаемые объекты реально существуют. Ненаблюдаемые - представляют собой онтологизированные конструкты, предназначенные для объяснения наблюдаемых объектов; при этом исходным основанием для онтологизации являются т.н. "разрывы в деятельности", проявляющиеся в невозможности достижения желаемых результатов при помощи уже имеющихся средств. Математические объекты также представляют собой конструкты, но им не приписывается реальное существование. Математический аппарат физической теории выступает в роли языка - техники общения, техники интеллектуальной коммуникации, техники оформления результатов творческой деятельности. Алексеев выдвинул программу построения теории научной рациональности как согласованности элементов содержания системы знания. Деятельность по согласованию является многоуровневой: на нижнем (и основном) находится согласование знания на уровне отдельной теории (включающее согласование элементов содержания знания в целостную систему с помощью интерпретативных связей и согласование теории с эмпирическими данными); на интертеоретическом уровне - согласование отдельных теорий, принадлежащих к одной и той же научной дисциплине. Кроме того, можно выделить уровень междисциплинарного согласования (например, физики и биологии), а также поставить проблему глобального согласования всей науки с остальными подсистемами мира человеческой культуры. К.И.Алексеев
Также предлагаем посмотреть ссылку на текст об И.С. Алексееве, расположенный на сайте фонда им. Г.П. Щедровицкого (скачать).
Источник: Сайт http://www.biografija.ru |
(С) Теория социальных эстафет, 2011.