Теория социальных эстафет |
|
Сычева Людмила Сергеевна
Дата и место рождения: 18.02.1939, г. Свердловск
Высшее образование: В 1961 году окончила математико-механический факультет Уральского государственного университета.
Диссертационные исследования: 1. «Проблема предмета исследования как проблема научной рефлексии»: дис. канд. филос. наук, Новосибирск, 1970. 2. «Гносеологический анализ процессов формирования научных дисциплин»: дис. ... д-ра. филос. наук, М.,1991.
Ученая степень/звание: Доктор философских наук, профессор.
Сфера научных интересов: Эпистемология, философия и методология науки, этика.
Руководство аспирантами/докторантами: Под руководством Л.С. Сычевой защищено 5 кандидатских диссертаций. 1. Быченкова И.А. Традиции как объект гуманитарного познания: Дис. ... канд. филос. наук, Новосибирск, 2000; 2. Веркутис М.Ю. Гносеологический анализ процессов формирования нового знания в математике: рефлексивные преобразования и рациональные переходы: Дис. ... канд. филос. наук, Новосибирск, 2002; 3. Горбунова О.А. Исследовательские и коллекторские программы в социально-гуманитарных науках: Дис. ... канд. филос. наук, Новосибирск, 2004;
4. Пушкарев Ю.В. Способ бытия и процессы формирования математических
объектов: Дис. ... канд. филос. наук, Новосибирск, 2005; Научные публикации:
Монографии:
Основные статьи:
Гуманитарное познание как исследование традиций человеческой деятельности // Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск, 1986; Ценностные ориентации науки и явление научного лидерства // Наука и ценности. Новосибирск, 1987; Идея гносеологии как эмпирической науки в новосибирском семинаре М.А.Розова // Методологические концепции и школы в СССР. Вып.2. Новосибирск, 1992; Рефлексивная симметрия и формирование исторической демографии // Современные исследования и освоение механизмов рефлексии. Новосибирск, 1995; Проблема предмета исследования // На теневой стороне. Материалы к истории семинара М.А.Розова по эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке. Новосибирск, 1996; Формирование научных дисциплин и "социальная наследственность" // Науковедение. 1999. № 2; Традиции как объект социогуманитарного познания // Науковедение. 2001 . №2 (соавтор И.А. Быченкова). Сычева, Л. С. Волновая революция в гуманитарных науках // Проблема способа бытия объектов исследования в гуманитарных и естественных науках: Сб. науч. ст. Новосибирск : Изд-во НГУ, 2001. С. 179-199. Математика и теоретическое конструирование // Философия науки. 2012. №1(52). С. 60-67. О многообразии научных дисциплин // Высшее образование в России. - 2012. - №4. - С. 136-143. Основные научные результаты. В работах Л.С. Сычевой анализируются закономерности формирования научных дисциплин в рамках эстафетной модели науки, предложенной М.А.Розовым. Развитие науки рассмотрено как естественный процесс, в основе которого лежит своеобразный "генетический код" — исследовательские и коллекторские программы. Программы первой группы задают способы получения знаний; программы второй группы — это программы отбора, организации и систематизации знаний, которые нормируют познавательную деятельность и конституируют возникающие научные дисциплины. Формирование научных дисциплин изучается как проявление социальной наследственности, когда уже сложившиеся науки выступают как своеобразные дисциплинарные матрицы, влияющие на формирование новых дисциплин. Описаны такие механизмы формирования новых дисциплин, как перенос ранее возникших программ на новые объекты; пересечение программ (в том числе математизация); влияние одних наук на другие, благодаря использованию научных метафор, подражание наукам, избранным в качестве образца научной строгости. Формирование научных дисциплин сопровождается обсуждением вопросов об их предмете—о задачах каждой науки, характере объекта, средствах и методах, специфике продукта. Проблема предмета науки рассматривается Л.С. Сычевой как проблема научной рефлексии и осознавалась сначала как обсуждение структуры науки. С появлением эстафетной модели науки действия ученых по формированию предмета стали осознаваться как реализация той или иной коллекторской программы. Программы такого рода не были замечены ранее, т.к. они достаточно редко представлены специальными текстами, рассказывающими, как "устроена" та или иная наука. Переосмысление проблемы предмета, т.е. представление ее не как обсуждения структуры науки, а как проблемы размещения в социальной памяти результатов исследования, ведет к постановке новых вопросов — о функционировании традиций и их вербализации, о рефлексивной симметрии, что связано с такой нетривиальной ситуацией, когда процессы систематизации знания могут выступать в качестве исходного пункта формирования новых дисциплин.
Также предлагаем посмотреть ссылку на небольшой автобиографический текст Л.С. Сычевой, расположенный на сайте фонда им. Г.П. Щедровицкого (скачать).
Источник: Сайт http://www.biografija.ru. |
(С) Теория социальных эстафет, 2011.