Дата
и место рождения:
30.08.1947,
г. Москва
Высшее
образование: В 1970 году окончила философский факультет
Московского государственного университета.
Диссертационные исследования:
Гносеологические особенности
историко-научного исследования: дис. канд. филос. наук, М., 1977. (скачать)
Философия
науки и история науки: проблемы синтеза: дис. в форме науч. докл.
... д-ра. филос. наук, 1998.(скачать)
Ученая степень/звание:
Доктор философских наук, профессор.
Сфера
научных интересов:
Эпистемология, философия и методология науки, этика, социальная
история науки.
Руководство аспирантами/докторантами:
Загидуллин Ж.К. Особенности строения знаний в психологии как науке: Дис.
... канд. филос. наук, 2012. (автореферат)
Научные
публикации:
Монографии
· Наука
в ее истории (методологические проблемы). М., 1982;
·
Социокультурные
проблемы формирования науки в России (XVIII–середина XIX вв.).
(Монография). М.: Эдиториал УРСС, 1998.
Основные статьи:
-
Принцип соответствия в
истории науки // Принцип соответствия. М., 1979
-
История науки как
гуманитарная дисциплина // Проблемы гуманитарного познания.
Новосибирск, 1986
-
Научная рефлексия
как объект историко-научного анализа // Проблемы рефлексии.
Современные комплексные исследования.
Новосибирск, 1987;
-
Аксиологические
условия формирования науки // Наука и ценности. Новосибирск, 1987
-
Сознание и
проблема человека/Проблема человека и гуманитарные науки. Новосибирск, 1988. С. 3-14
(соавт.)
-
Социальный эксперимент
Петра I и формирование науки в России // Вопросы философии. 1989. №
3
-
О разнообразии научных
революций // Традиции и революции в истории науки. М., 1991 (соавт.)
-
Презентизм и
антикваризм как дилемма историко-научного исследования // Познание
социальной реальности. Теория познания. Т. 4. М., 1995
-
История науки на
распутье // Вопросы истории естествознания и техники. 1996. № 1
-
"Дух науки" в науках о
Духе // Вестник РГГУ. 1996. № 3
-
Историко-научные
исследования и теория социальных эстафет // Теория социальных
эстафет: история - идеи - перспективы. Новосибирск, 1997
-
Философия науки
и история науки: эволюция взаимоотношений на фоне XX столетия //
Философия науки. Вып. 4. М., 1998
-
Российская философия
второй половины XX века в лицах // Вопросы философии. 1999. № 2
-
На подступах к теории физического знания // Судьбы творцов
российской науки. М., УРСС, 2002. С. 121–127;
-
История естествознания в контексте естественнонаучных и гуманитарных
дисциплин // Науковедение. 2002. № 4. С. 84–120
-
Знания и наука. Огонь Прометея, бомба для террориста и спички для
ребенка // Человечество. XXI век. Энциклопедия для детей. Аванта,
2003. С. 161–172
-
Историко-научные исследования и теория социальных эстафет // На
теневой стороне. Материалы к истории семинара М.А. Розова по
эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке.
Новосибирск, Сибирский хронограф, 2004. С. 311–355
-
Возможна ли
дисциплинарная история науки//Высшее образование в России. 2004.
№11. С.99-112
-
Жестокий опыт истории: уроки «советизации» науки и высшего
образования // Вестник РАН. 2004. Т. 74. № 2. С.160–166
-
Неопознанный Фейерабенд // Эпистемология и философия науки. 2005. Т.
III. № 1. С. 210–216
-
Наука:
духовный и культурный контекст // Высшее образование в
России. 2006. №4. С. 113-128
-
Наука в средоточии
европейских ценностей: ретроспективная панорама // История науки в
философском контексте (памяти В.И. Кузнецова) /Отв. Ред. А.А.
Печенкин. Спб., 2007. С. 155-196;
-
О специфике
формирования университетского образования в России //
Социальные трансформации. Вып. 11. Материалы международного
коллоквиума. Смоленск. СмолГУ, 2006;
-
Моральный кодекс служителя науки // Вестник РАН. 2008. Т. 78. № 12.
С. 1122–1126;
-
Социальная мимикрия в науке // Социальные трансформации. Вып. 15.
Смоленск, 2008. С. 71-81;
-
Презентизм и антикваризм – две картины прошлого // Arbor mundi.
2009. Вып. 15. С. 164–196;
-
Кастальский ключ
Георгия Щедровицкого (в соавторстве с Т.И. Ойзерманом) // Вопросы
философии. 2009. № 2. С. 181–190.
-
Новосибирский методологический семинар в кн. Энциклопедия
эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация».
2009.
-
Нестандартная эпистемология в отечественном исполнении
(сравнительный анализ концепций Г.П. Щедровицкого и М.А. Розова)
// Эпистемология и философия науки. 2012. Т.
XXXII. № 2. С.
184–200
-
Контуры эмпирической эпистемологии на базе теории
социальных эстафет // Философия науки. Выпуск 19:
Эпистемология в междисциплинарных исследованиях. Отв.
ред. Герасимова И.А. – М.: ИФ РАН, 2014. – С.101-124 (соавт.)
-
Философия в советском андеграунде: практики выживания // Высшее
образование в России. 2016. №5 (201). С. 80-91.
-
"Зазеркалье"
Теоретической эпистемологии // Эпистемология и философия науки.
2017. Т. 51. № 1. С.221–229
-
Теория
социальных эстафет М.А. Розова: пунктиры понимания // Вопросы
философии. 2021. № 3. С. 146–160
-
От «парадигмы»
к «дисциплинарной матрице»: роковой шаг // Эпистемология и философия
науки. 2022. т.59, №4. С.73–91
Основные научные результаты.
Научные
интересы Н.И.Кузнецовой связаны с разработкой методологии гуманитарного
познания, в частности - историко-научного исследования, изучением науки
как социокультурного феномена, реконструкцией социальной истории
отечественной науки. Ведущая проблема - синтез философии науки и
историко-научного исследования. В работах Н.И. Кузнецовой показано, что
философия науки и история науки представляют собой компоненты единого
комплекса когнитологических дисциплин (наук, изучающих познание) и
теснейшим образом связаны своими целями и интересами. Только особая
исследовательская позиция, дистанцирующая историка науки от рефлексии
современного естествознания, дает возможность сохранить необходимую
«нейтральность» исторического подхода при анализе событий прошлого и
позволяет проводить корректное историко-научного исследования. Важнейшие
методологические проблемы, которые обсуждались в работах Н.И.
Кузнецовой, - дилемма «презентизма» и «антикваризма» при анализе
процессов познания, анализ научной рефлексии как особого объекта
исторического изучения, построение историко-научного источниковедения,
роль принципа соответствия в
историко-научном
исследовании. Ею предложена новая программа
изучения процессов формирования, развития и функционирования науки в
социокультурном контексте - «экология науки». В рамках такого подхода
выявлен ряд существенно важных факторов, способных влиять на работу
научного сообщества как в позитивном, так и негативном смысле. Богатый
иллюстративный материал для разработки «экологии науки» представляет
общая картина становления науки в России в XVIII столетии.
Также предлагаем посмотреть
ссылку на
небольшой автобиографический текст Н.И. Кузнецовой,
расположенный на сайте фонда им.
Г.П. Щедровицкого (скачать).