Теория социальных эстафет
Главная
О сайте
Новости
Персоналии
Публикации
Фотогалерея
Около ТСЭ
Гостевая книга
Контакты

Розов Михаил Александрович

 

  Дата и место рождения13.05.1930, г. Смоленск - 29.01.2011, г. Москва

 

  Высшее образование: В 1955 году окончил философский факультет Ленинградского государственного  

  университета.

 

  Диссертационные исследования:

  Научная абстракция и ее виды: дис. канд. филос. наук, ИФ АН СССР, 1965.(скачать)

  Научное знание и механизмы социальной памяти: дис. в форме науч. докл. ... д-ра. филос. наук, МГУ, 1990.(скачать)

 

  Ученая степень/звание: Доктор философских наук, профессор.

 

  Сфера научных интересов: Эпистемология, философия и методология науки, этика.

 

 

Руководство аспирантами/докторантами. 

  • Сычева Л.С. Проблема предмета исследования как проблема научной рефлексии: дис. … канд. филос. наук: Новосибирск., 1970 (скачать).

  • Колеватов В.А. Функции карты в научном познании и методологические проблемы географии: дис. канд. филос. наук, Новосибирск, 1973.

  • Антипов Г.А. Исторический источник как средство познания и некоторые методологические проблемы источниковедения: дис. ... канд. филос. наук. Новосибирск, 1973.

  • Кузнецова Н.И. Гносеологические особенности историко-научного исследования: дис. канд. филос. наук, М., 1977 (скачать).

  • Фахрутдинова А.З. Закономерности формирования программ научного исследования: дис. канд. филос. наук, Новосибирск, 1982.

  • Андрёнов Н.Б. Методологический анализ исследования фольклора: дис. канд. филос. наук, Новосибирск, 1983.

  • Латыпов Н. Н. Закономерности математизации науки. дис. … канд. филос. наук. М., 1986 (скачать).

Научные публикации:  

Монографии    

Коллективные труды:

 

Основные статьи:

* выражаем огромную благодарность Е.А. Тюгашеву (filosof10.narod.ru) за электронный вариант книги.

 

По этой ссылке можно скачать полный список трудов, предоставленный самим автором специально для данного сайта.

 

По данной ссылке можно посмотреть последнее стихотворение Михаила Александровича Розова (текст предоставлен Н.И. Кузнецовой).

 

Интервью М.А. Розова о Г.П. Щедровицком (ссылка)

 

Основные научные результаты. М.А. Розов на протяжении многих лет разрабатывает теорию социальных эстафет, развивая идеи, заложенные в социологии Г. Тардом, а в философии науки – М. Полани и Т.Куном. Под социальной эстафетой понимается воспроизведение человеческого поведения и деятельности по непосредственным образцам. Речь фактически идет о базовых механизмах социальной памяти, лежащих в основе языка и речи, в основе познания, науки и культуры в целом. Вслед за Г. Тардом Розов проводит аналогию между социальными институтами и волной, вводит понятие социального куматоида (от греческого kuma – волна), понимая под этим социальные программы поведения и деятельности, живущие на постоянно обновляемом материале. Опираясь на эти представления, Розов предлагает решение целого ряда фундаментальных проблем: проблемы способа бытия семиотических объектов, включая знаки, знания, научные теории, литературные произведения; проблемы соотношения наук объясняющих и понимающих; проблемы соотношения презентизма и антикваризма в исторических исследованиях; методологические проблемы изучения систем с рефлексией. В последнем случае вводится понятие надрефлексивной исследовательской позиции. В эпистемологии Розов на базе концепции социальных эстафет развивает идеи К. Поппера об объективном знании, предлагая, в частности, экспликацию таких понятий, как «строение знания», «структура теории», «идеальные объекты», «теоретический конструктор». Разрабатывая теорию систем с рефлексией, Розов вводит представления о рефлексивных преобразованиях и рефлексивной симметрии, понимая в последнем случае такие акты деятельности, которые отличаются друг от друга только целевыми установками. Это оказывается важным при анализе инновационных процессов и выводит к тому же на исследование таких явлений, как социальная мимикрия. В философии науки Розов идет по пути Куна, существенно перерабатывая, однако, его модель нормальной науки за счет введения в дисциплинарную матрицу программ систематизации знания (коллекторских программ), задающих границы научных дисциплин. Это делает модель науки гораздо более динамичной, чем у Куна, значительно расширяя возможности межнаучных контактов. Для работ Розова характерны постоянные аналогии между естествознанием и гуманитарными науками и попытки найти здесь категориальный изоморфизм. В своих работах, в частности, он постоянно использует принцип дополнительности Н. Бора применительно к описанию социальных явлений.

        В целом в рамках теории социальных эстафет наука выступает как множество взаимодействующих друг с другом «программ», частично вербализованных, но в главной своей части заданных на уровне образцов. В числе этих программ Розов выделяет исследовательские и коллекторские программы. Первые — это методы получения знаний, вторые задают формы их фиксации и систематизации. Именно коллекторские программы определяют границы науч. дисциплин. И социальные эстафеты, и возникающие на их основе более сложные образования (типа науки или знания) представляют собой, согласно Розову, волноподобные объекты, ибо они постоянно обновляют себя по материалу (например, повторяющиеся производственные акты осуществляются на базе все новых и новых объектов, орудий и т. д.).

 

Ссылка на небольшой автобиографический текст М.А. Розова, расположенный на сайте фонда  им. Г.П. Щедровицкого (скачать).

 

Источники:

1. Сайт Института философии РАН

2. Алексеев П.В. Философы России начала XXI столетия: биографии, идеи, труды: энциклопедический словарь - М.: РОССПЭН, 2009;

3. Сайт НИУ "Высшая школа экономики"

(С) Теория социальных эстафет, 2011.