Теория социальных эстафет |
|
Розов Михаил Александрович
Дата и место рождения: 13.05.1930, г. Смоленск - 29.01.2011, г. Москва
Высшее образование: В 1955 году окончил философский факультет Ленинградского государственного университета.
Диссертационные исследования: 1. «Научная абстракция и ее виды»: дис. канд. филос. наук, ИФ АН СССР, 1965. 2. «Научное знание и механизмы социальной памяти»: дис. в форме науч. докл. ... д-ра. филос. наук, МГУ, 1990.
Ученая степень/звание: Доктор философских наук, профессор.
Сфера научных интересов: Эпистемология, философия и методология науки, этика.
Руководство аспирантами/докторантами: Под руководством М.А. Розова защищено 7 кандидатских диссертаций: 1. Хохлов Н.А. Прибор и его функции в эксперименте: дис. канд. филос. наук, Новосибирск, 1968. 2. Мишурис Н.Г. Гносеологический анализ художественного мышления (на материале художественной литературы): дис. … канд. филос. наук: Новосибирск, 1969. 3. Сычева Л.С. Проблема предмета исследования как проблема научной рефлексии: дис. … канд. филос. наук: Новосибирск., 1970. 4. Колеватов В.А. Функции карты в научном познании и методологические проблемы географии: дис. канд. филос. наук, Новосибирск, 1973; 5. Антипов Г.А. Исторический источник как средство познания и некоторые методологические проблемы источниковедения: дис. ... канд. филос. наук. Новосибирск, 1973. 6. Латыпов Н. Н. Закономерности математизации науки. дис. … канд. филос. наук. — М., 1986.
Научные публикации: Монографии · Розов М.А. Научная абстракция и ее виды. Новосибирск, 1965; · Розов М.А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск, 1977*; · Степин В.С. Горохов В.Г. Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996; · Розов М. А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. Смоленск, 2006; · Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. Москва, 2008. Коллективные труды: · Время и бытие человека. М., 1991; · Типы рациональности в культуре. М.,1992; · Теория познания. Т. 4. Познание социальной реальности. М., 1995. · Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996; · Наука в культуре. М., 1998; · Философия, наука, цивилизация. М., 1999; · Рациональность на перепутье. Книга I. М., 1999; · Альтернативные миры знания. Спб., 2000; · Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2000; · Человек, наука, цивилизация. К 70-летию академика Российской Академии наук В.С. Степина. М., 2004; · Социальные трансформации: Механизмы научного и социокультурного взаимодействия (Концепция социальных эстафет М.А. Розова)». – Смоленск: СГПУ, 2005.
Основные статьи: · Закономерности математизации науки // Проблемы методологии научного познания. Вып.2. Новосибирск, 1968 (соавт. М.А.Рабкрин) /скачать сборник/. · О понятиях деятельности и активности при анализе знания // Проблемы методологии научного познания. Вып.2. Новосибирск, 1968 (скачать). · К методологии исследования феномена идеального // Методологические проблемы науки. Новосибирск,1981; · Знание и механизмы социальной памяти // На пути к теории научного знания. М., 1984; · Понятие исследовательской программы // Исследовательские программы в современной науке. Новосибирск, 1987; · Проблема ценностей и развитие науки // Наука и ценности. Новосибирск, 1987; · К методологии анализа рефлектирующих систем // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987; · Философия без сообщества? // Вопросы философии, 1988. № 8; · Принцип дополнительности в гуманитарных науках // Н. Бор и наука XX века. Киев, 1988; · Сознание и проблема человека / Проблема человека и гуманитарные науки. Новосибирск, 1988. С. 3-14 (соавт. Н.И. Кузнецова); · Процессы и механизмы интеграции в развитии науки // Интегративные процессы в современном мире и социальный прогресс. М., 1989; · От зерен фасоли к зернам истины // Вопросы философии. 1990. №7; · О разнообразии научных революций // Традиции и революции в истории науки. М.,1991 (в соавторстве с Н.И. Кузнецовой); · Карл Бэр о формировании науки и «Божественная эпистемология» // Вопросы истории естествознания и техники. 1992. № 4; · Прошлое как ценность // Путь. 1992. № 1; · Презентизм и антикваризм – две картины истории // Вопросы истории естествознания и техники. 1994.№ 3; · Классификация и теория как системы знания // На пути к теории классификации. Новосибирск, 1995; · Я опоздал на нашу встречу в кн. Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности. М.,1996 (воспоминания М.А. Розова об И.С. Алексееве); · История науки на распутье. (в соавторстве с Н.И. Кузнецовой) // Вопросы истории естествознания и техники. 1996. № 1; · Что такое теория социальных эстафет // Идея подражания в гуманитарном познании в очерках и извлечениях. Новосибирск, 1998; · О судьбах эпистемологии и философии науки / Философия, наука, цивилизация. М.1999. · Проблема способа бытия в естественных и гуманитарных науках /Философский факультет. Ежегодник. № 2. 2001; · Кризис элементаризма в науке ХХ века / Социальные трансформации (вып. 5). Смоленск. 2003; · Об относительности знаний к культуре//Эпистемология и философия науки. 2004. Т. 1. № 1, с. 64-66; · "Парадигма", "дисциплина", "коллекторская программа" // Высшее образование в России. 2004. №9. С.136-141; · Задачи и проблемы философии науки // На теневой стороне. Материалы к истории семинара М.А.Розова по эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке. Новосибирск, 2004; · К построению модели науки (О возможных путях развития модели Т. Куна)// Философия науки. Выпуск 10. М. 2004; · Теория и инженерное конструирование//Эпистемология & Философия науки. т.1, №1. 2004; · Что такое теория социальных эстафет // На теневой стороне. Материалы к истории семинара М.А.Розова по эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке. Новосибирск, 2004; · В поисках Жар-птицы // Вопросы философии. 2005. № 6; · К методологии анализа этоса науки // Философия науки. Выпуск 11. М., 2005; · Проблема способа бытия семиотических объектов // Эпистемология & Философия науки. 2006. Т. VIII. № 2; · Идея университетского образования // Социальные трансформации. Вып. 11. Материалы международного коллоквиума. Смоленск. СмолГУ, 2006. (перепечатано в «Высшее образование в России». № 6. 2007); · Нормативная структура науки / Этос науки. М., 2008; · Инженерное конструирование в научном познании // Философский журнал. 2008. №1; · Похвала незнанию // Знание-сила. 2009. №1; · Мотивы научного творчества и явление социальной мимикрии//Эпистемология & Философия науки. т.XIX, №1. 2009; · Философия науки в новом видении / Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб, 2009; · Тезисы к перестройке теории познания / На пути к неклассической эпистемологии. М., 2009; · Механизмы развития знания / Когнитивные исследования: проблема развития. Вып.3. М., 2009; · Инварианты эмпирического и теоретического знания // Философия науки. Выпуск 15. М., 2010; · Чего мы ждем от философии? // Высшее образование в России. 2010. №8-9. С.20-09; · Познание как предмет эпистемологии / Эпистемология вчера и сегодня. М., 2010; · Теория познания как эмпирическая наука / Эпистемология: перспективы развития. 2011.
* выражаем огромную благодарность Е.А. Тюгашеву (filosof10.narod.ru) за электронный вариант книги.
По этой ссылке можно скачать полный список трудов, предоставленный самим автором специально для данного сайта.
По данной ссылке можно посмотреть последнее стихотворение Михаила Александровича Розова (текст предоставлен Н.И. Кузнецовой).
Основные научные результаты. М.А. Розов на протяжении многих лет разрабатывает теорию социальных эстафет, развивая идеи, заложенные в социологии Г. Тардом, а в философии науки – М. Полани и Т.Куном. Под социальной эстафетой понимается воспроизведение человеческого поведения и деятельности по непосредственным образцам. Речь фактически идет о базовых механизмах социальной памяти, лежащих в основе языка и речи, в основе познания, науки и культуры в целом. Вслед за Г. Тардом Розов проводит аналогию между социальными институтами и волной, вводит понятие социального куматоида (от греческого kuma – волна), понимая под этим социальные программы поведения и деятельности, живущие на постоянно обновляемом материале. Опираясь на эти представления, Розов предлагает решение целого ряда фундаментальных проблем: проблемы способа бытия семиотических объектов, включая знаки, знания, научные теории, литературные произведения; проблемы соотношения наук объясняющих и понимающих; проблемы соотношения презентизма и антикваризма в исторических исследованиях; методологические проблемы изучения систем с рефлексией. В последнем случае вводится понятие надрефлексивной исследовательской позиции. В эпистемологии Розов на базе концепции социальных эстафет развивает идеи К. Поппера об объективном знании, предлагая, в частности, экспликацию таких понятий, как «строение знания», «структура теории», «идеальные объекты», «теоретический конструктор». Разрабатывая теорию систем с рефлексией, Розов вводит представления о рефлексивных преобразованиях и рефлексивной симметрии, понимая в последнем случае такие акты деятельности, которые отличаются друг от друга только целевыми установками. Это оказывается важным при анализе инновационных процессов и выводит к тому же на исследование таких явлений, как социальная мимикрия. В философии науки Розов идет по пути Куна, существенно перерабатывая, однако, его модель нормальной науки за счет введения в дисциплинарную матрицу программ систематизации знания (коллекторских программ), задающих границы научных дисциплин. Это делает модель науки гораздо более динамичной, чем у Куна, значительно расширяя возможности межнаучных контактов. Для работ Розова характерны постоянные аналогии между естествознанием и гуманитарными науками и попытки найти здесь категориальный изоморфизм. В своих работах, в частности, он постоянно использует принцип дополнительности Н. Бора применительно к описанию социальных явлений. В целом в рамках теории социальных эстафет наука выступает как множество взаимодействующих друг с другом «программ», частично вербализованных, но в главной своей части заданных на уровне образцов. В числе этих программ Розов выделяет исследовательские и коллекторские программы. Первые — это методы получения знаний, вторые задают формы их фиксации и систематизации. Именно коллекторские программы определяют границы науч. дисциплин. И социальные эстафеты, и возникающие на их основе более сложные образования (типа науки или знания) представляют собой, согласно Розову, волноподобные объекты, ибо они постоянно обновляют себя по материалу (например, повторяющиеся производственные акты осуществляются на базе все новых и новых объектов, орудий и т. д.).
Также предлагаем посмотреть ссылку на небольшой автобиографический текст М.А. Розова, расположенный на сайте фонда им. Г.П. Щедровицкого (скачать).
Источники: 1. Сайт Института философии РАН. http://iph.ras.ru/rozov.htm; 2. Алексеев П.В. Философы России начала XXI столетия: биографии, идеи, труды: энциклопедический словарь - М.: РОССПЭН, 2009; 3. Сайт ГУ "Высшая школа экономики" http://new.hse.ru/C1/C17/rozov-m-a/default.aspx. |
(С) Теория социальных эстафет, 2011.